1. Общее положение.


1.1.  Настоящие Правила дорожного движения (далее – ПДД) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Республики Провинция. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

1.2.  Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.3.  На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.4. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

1.5. Лица, нарушившие ПДД, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Общие обязанности водителей.


2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
Пояснение: Законное требование подразумевает ссылку на закон, то есть ссылку на конкретную статью. Сотрудник по просьбе водителя Т/С сначала должен разъяснить причину остановки, назвать статью по которой остановил водителя, разъяснить текст статьи. После этого водитель обязан предоставить сотруднику для проверки:(изменено)
[4:34]
* водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

* страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

2.2. Водитель транспортного средства обязан:

2.2.1. По требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного
[4:34]
движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

2.2.2. Предоставлять транспортное средство:

* сотрудникам полиции, органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

* медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

2.2.3. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

2.2.4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

2.3. Водителю запрещается:
[4:34]
* управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

* передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению;

* пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

* употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

* пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
[4:34]
* опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
[4:35]
3. Применение специальных сигналов.


3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований ПДД.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.(изменено)
[4:36]
4. Обязанности пешеходов.
[4:36]
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади –  красного.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
[4:37]
5. Обязанности пассажиров.
[4:37]
5.1. Пассажиры обязаны:

* при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

* посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

5.2. Пассажирам запрещается:

* отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

* при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

* открывать двери транспортного средства во время его движения.
[4:37]
6. Сигналы светофора.
[4:37]
* ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

* ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов; (Водителям, которые при включенном желтом сигнале не не могут остановиться, имеют право закончить маневр)

* КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
[4:37]
7. Применение аварийной сигнализации.
[4:38]
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:

* при дорожно-транспортном происшествии;

* при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

* при ослеплении водителя светом фар;

* при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);

Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.
[4:38]
8. Начало движения, маневрирование.
[4:38]
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
[4:38]
8.5. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

8.6. Разворот запрещается:

* на пешеходных переходах;

* в тоннелях;

* на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

* на железнодорожных переездах;

* в местах остановок маршрутных транспортных средств.
8.7 Если очередность проезда не оговорена и никак не обозначена соответствующими знаками (Главная Дорога, Уступи Дорогу и т.д), при этом траектории движения транспортных средств пересекаются, предоставить преимущество обязан тот водитель, к которому помеха, в виде другого автомобиля, приближается с правой стороны.
[4:38]
9. Скорость движения.
[4:39]
9.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

9.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

9.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

* мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т – не более 90 км/ч;

* междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах – не более 90 км/ч;

* другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т – не более 70 км/ч.
[4:39]
9.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.

9.5. Водителю запрещается:

* превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства;

* превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве;

* создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;

* резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
[4:39]
10. Остановка и стоянка.
[4:39]
10.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края и в случаях – на тротуаре.
[4:40]
Примечание:

При движении в три полосы в обе стороны, парковка транспортного средства осуществляется на краю проезжей части, не заезжая на тротуар.
При двухполосном движении в две стороны, когда полосы разделены сплошной линией, парковка у правой крайней полосы методом параллельной парковки.
При однополосном движении в две стороны, парковка у правого края дороги с заездом на тротуар половиной автомобиля. Мотоциклам парковаться методом параллельной парковки.
[4:40]
Исключение:

 
Парковка на автобусной остановке, пешеходном переходе и подобных местах запрещена.
[4:40]
10.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

10.3. Остановка запрещается:

* на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

* на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

* на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними, так же после них

* на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги;
[4:40]
* ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);

* в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.

10.4. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
[4:41]
11. Проезд перекрёстков.
[4:41]
11.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

- Регулированные перекрестки:

11.2. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

11.3. Если сигналы светофора разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения.

- Нерегулированные перекрестки:
[4:41]
11.4. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

11.5. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

11.6. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
[4:41]
12. Движение в жилых зонах.
[4:41]
12.1. В жилой зоне, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

12.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

12.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

12.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.
[4:42]
13. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
[4:42]
13.1. В светлое и темное время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

13.2. Звуковые сигналы могут применяться только:

* для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;

* в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

13.3. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.
[4:42]
14. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов.
[4:42]
14.1. Движение велосипедистов должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Допускается движение по крайней правой полосе.

14.2. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

14.3. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
[4:42]
15. Движение через железнодорожные пути.
[4:43]
15.1.  Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду.
15.2.  При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда.
15.3.  Запрещается выезжать на переезд:
при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;

если к переезду в пределах видимости приближается поезд;
[4:43]
Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

самовольно открывать шлагбаум;

15.4.  В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака "STOP" или светофора, если их нет - не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 м до ближайшего рельса.

15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:
[4:43]
при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1 км;

оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;

при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
[4:43]
16. Обязанности водителей в случае возникновения ДТП.
[4:44]
1. Немедленно остановиться и не трогаться с места.
2. Включить аварийную сигнализацию.
3. Не перемещать предметы, имеющие отношение к ДТП.
4. Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, если они требуются.

В случае, если для решения вопроса нужно лишь оплатить ремонт Т/С ( при согласии всех участников ДТП:

1) освободить проезжую часть от предметов и Т/С, относящихся к ДТП.
2) оплатить ремонт автомобиля не виновным участникам ДТП ( оплачивает виновник ДТП ).

В случае, если требуется вызвать сотрудника ГИБДД, дабы решить ситуацию:

1) вызвать сотрудников ГИБДД и ожидать их прибытия.
2) после того, как сотрудник увидел расположение машин и предметов, связанных с ДТП, освободить проезжую часть
3) действовать по указаниям сотрудника(ов) ГИБДД оформляющих ДТП.
[4:44]
16.1. Если участник дорожного движения попадает в ДТП - он автоматически становится участником ДТП и обязан подчиняться всем правилам, прописанным в данном пункте.

16.2. Если один из участников ДТП покидает место ДТП, то оставшиеся участники ДТП должны:
1) вызвать сотрудников ГИБДД.
2) по приезду сотрудников ГИБДД убрать предметы и Т/С, связанные с ДТП, с проезжей части и объяснить им ситуацию, которая произошла.
3) следовать указаниям инспекторов ГИБДД и разобрать ситуацию с оставшимися участниками ДТП.
Если место покинул виновник ДТП: потребовать у сотрудника ГИБДД протокол, подтверждающий факт уезда виновника ДТП с места ДТП. Согласно данному протоколу разрешено покинуть место ДТП.